Сравниваем сравнимое — объективы 24-70mm f/2.8

Итак, объективы 24-70mm f/2.8. Понятно, они существуют не только Nikkor, но здесь мы сравним только их. Причем наиболее популярный AF-S Nikkor 24-70mm f2.8G ED под "зеркальный" байонет F, который относительно недорогой, анонсированный 23 августа 2007. Я его постоянно вижу у фотографов на мероприятиях и не только. И в своих руках регулярно — он один из самых используемых.
Байонет F создан еще в 1959 году под пленочные зеркалки, внутренний диаметр фланца 44 мм, рабочий отрезок байонета 46.5 мм, что сегодня много.
Объектив NIKKOR Z 24-70mm f2.8 S анонсирован 14 февраля 2019 года под байонет Z, у которого диаметр фланца 55 мм и рабочий отрезок 16 мм, что весьма недурно и современно. И появился этот байонет в 2018 году, как утверждает Вики.
Для информации, Canon EF – 54 мм и 44 мм, создан в 1987 году, Canon EF-M – 54 мм и 18 мм, создан в 2012 году.
Видим, что никоновский байонет Z немного превосходит новый кеноновский, но так, условно. Во всяком случае, мне самому их сравнивать не довелось. Поэтому вернемся к нашим героям:
Слева новый, справа более старый. Итак, зачем все это обновление?
Первое и самое важное — бОльший диаметр байонета позволяет делать мощные светосильные объективы, так как пропускает больше света. Под байонет Z уже сделаны автофокусные объективы с максимальной диафрагмой f/0.95 и f1.2, что было практически невозможно на старом байонете F.
Стоп-стоп! Мы же вроде разговариваем об объективах с диафрагмой f/2.8!
Конечно Как раз и разберемся, почему новый дороже, и надо ли оно?
Посмотрим серию картинок, снятых со штатива аппаратом Nikon Z 6 в помещении с заведомо слабым светом, чтобы можно было выйти на самые высокие ISO. Все кадры — JPG из камеры, доработка только ресайз до 1600 по длинной стороне, а во второй серии автоматическое вырезание 100% кропов с той же шириной 1600.
Фотомоделью, так как не нашел правильной, но скучной мишени, служили две коробки с дорогой полиграфией и фотоальбом одного из лучших фотографов 20 века Хельмута Ньютона в суперобложке, но с полиграфией уже обыкновенной, с крупными точками растра. Так сделано осознанно, чтобы посмотреть, как будет "шуметь" этот растр при плохом свете на разных ISO. В то же время буквы заголовка книги не испорчены растром, и по ним хорошо видно, как получается гладкая картинка на фоне точечной.
Слева расположены фото с нового объектива, справа со старого. Картинки кликабельны, появляются в соседнем окне с шириной 1600, EXIF полностью сохранен.
Диафрагма на всех 2.8 — режим А, ISO меняются через стоп/step — 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800, 25600, 51200, 102400 и 204800. Разной получается выдержка в секундах, что и показано под каждым фото:
0.25 с | 0.33 с |
0.13 с | 0.17 с |
1/15 с | 1/13 с |
1/30 с | 1/25 с |
1/60 с | 1/50 с |
1/125 с | 1/100 с |
1/250 с | 1/200 с |
1/500 с | 1/400 с |
1/1000 с | 1/800 с |
1/2000 с | 1/1600 с |
1/4000 с | 1/3200 с |
1/8000 с | 1/6400 с |
Итак, с цифрами разобрались — камера Nikon Z 6 с новым объективом на байонете Z при полностью равных условиях срабатывает на 25% быстрее, если за единицу брать скорость со старым, на байонете F. Каждый репортажник, снимающий движущиеся объекты, согласится, что это вполне заметное преимущество. И это явно увеличивает потенциальное количество удачных кадров, не испорченных шевеленкой по вине оборудования.
На показанных полных кадрах весьма условно можно еще увидеть меньшие искажения, уже фокальные. То есть оптическая схема нового объектива лучше. Но! Претензии уже ко мне — не сумел найти скучную, но правильную мишень, на которой эти искажения будут видны каждому. Если доведется, сделаю еще одно исследование.
Ну и далее смотрим 100% кропы верхней части из ранее показанных полных кадров, в том же порядке и со всеми теми же режимами, поэтому цифры не повторяю:
Вот и посмотрели. Лично я увидел, что картинка со старой линзы чуть более шумная, рыхлая. В реальной работе репортажника это менее важно, чем скорость, но все же... При стандартной работе в помещениях при недостаточном освещении рыхлость тоже добавит свой процент технического брака в тенях, особенно при работе с лицами.
Ну и взглянем на цифры, приведенные на DxoMark:
Хорошо видно, что, помимо светопропускания (Transmission), новый более резкий, что тоже полезно в репортаже, но немножко проигрывает в дисторсиях и виньетировании. Чего, кстати, в реальной работе почти не заметил, хотя всегда осознанно снимаю кадры, где будут видны всяческие "чудеса" объективов.
Виньетирование на фокусном расстоянии 24 есть:
Но убирается одним движением бегунка в ACR:
И темное облако в верхнем правом углу никуда не делось
Вот условно годное фото по практически не заметным фокальным искажениям:
Итак, что можно сказать по завершении этого исследования — новый Nikon NIKKOR Z 24-70mm f2.8 S дороже, потому что:
- Быстрее на 25% за счет большего светопропускания и лучшей оптической схемы.
- Резче. Это хорошо видно по лицевым портретам — пришлось размывать дополнительно
- Меньше фокальных искажений, и годится для съемки пейзажей, хотя создавался совсем не для этого.
- Конструктивно более надежен и крепок.
Последнее говорю, так как мой 24-70 f/2.8 G в свое время побывал в сервисе с заменой хрупкой детальки, а всего-то уронил сантиметров с 10-15 на дощатый подиум, покрытый, к тому же, толстым ковролином. Обидно было... И накладно.
Кстати, мой же 24-120 f/4G падал с метра на асфальт и там катался немного, когда меня слегка грабили в Питере на Московском вокзале. Думал, линзе кранты, как и скраденным D800E, вспышке, рассеивателю и другим вещам, НО!.. Хоть бы хны! Работает по сей день и не жалуется
Вернемся — все перечисленные достоинства нового Z 24-70mm f2.8 S объясняются линзани бОльшего диаметра, сделанными из весьма недешевого оптического стекла, которого потребовалось больше, и обработка крупных стекол дороже. И с явно лучшей геометрией и более современными покрытиями — время не стоит на месте.
Как по мне, платить тем, кто переходит на беззеркалки, за этот объектив стоит. Тем более, что он хорош при съемке видео, а старый на беззеркалке для такой задачи реально не подходит.