Тест объектива AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Итак, смотрим на светлый фикс AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G, определяем его сильные и слабые стороны

Ремарка! Продолжилась линейка объективов со светосилой 1.8 - появился полнокадровый объектив AF-S Nikkor 35mm f/1.8G ED, очень интересный, современный и мощный за свою цену, тест которого можно посмотреть вот здесь.

Вот уже какое-то время я собирался подержать в руках полноценный светосильный фикс - то есть объектив без привычного сегодня даже для телефонов зума и с возможностью снимать в достаточно неосвещенном месте без вспышки. До этого давно, еще в начале 2007 года, не без удовольствия поснимал его старшим братом, Nikkor 50mm f/1.8D AF (камеры Nikon D80 и Fujifilm S5Pro). И вот в мои руки попадает современный, быстрый "полтинник" Никкор 50mm f/1.4G AF-S:

AF-S_NIKKOR_50mm_f1.4G

Полтинниками (они же полтосы) в фото-тусовке называют объективы с фокусным расстоянием, равным 50 мм для обычной пленки. Считается, что у человеческого глаза фокусное расстояние именно такое, что в кадрах, снятых на нем, мы видим все максимально правильно, и что иметь объектив с ФР = 50 обязан каждый уважающий себя фотограф.

До сих пор, правда, не понял, откуда взялся такой странный миф о фокусном расстоянии человеческого глаза - там уж у нас точно стоит линза, которая по гибкости и мощности обработки и не снилась пока изготовителям оптики, ну да оставим это тем, кому нравится во что-то верить. И начнем знакомство.

Этот объектив универсален и предназначен для работы со всеми современными никоновскими зеркальными камерами, так как в него встроен собственный мотор для фокусировки. То есть его можно использовать и в младших зеркалках D40 - D5000, в которые нет собственного мотора для фокусирования ("отвертки"). Так же им могут беспрепятственно пользоваться и хозяева самых топовых моделей, так как он рассчитан на полный кадр, то есть размер матрицы, равный размеру пленочного кадра (24 х 36 мм).

С полным кадром мне его протестировать не удалось (уже удалось, а вот здесь можно посмотреть, как Nikkor 50/1.4G выглядит, как репортажная линза), а все происходило на кропе, то есть на матрице, которая по линейным размерам в 1.5 раза меньше, чем пленочный кадр, а по фокусному расстоянию - как раз в те же 1.5 раза больше. И тестируемый объектив на моем Nikon D90 получил фокусное расстояние, соответственно, 75 мм. Кстати, отметим, это уже не "полтинник".

Вот самые первые кадры, которые достались моей кошке:

Black_Cat_01

Сидела она на коленях у жены, когда та работала. И было кошечке вполне себе хорошо и спокойно.

Но тут пришел я, с фотоаппаратом. А наша кошка терпеть не может фотографироваться, особенно со вспышкой. Не терпит и того, когда зажигается лампочка подсветки автофокуса. Удирает сразу. Тут же сидела - диафрагма у объектива была полностью открыта, света для фокусирования явно хватало, а ISO 800 вполне позволяло обойтись без вспышки (хозяева D90 и D5000, обратите внимание, что шумов не образовалось совсем).

Посмотрите внимательно на четыре кадра, приведенные ниже - что, как и насколько получилось резким, то есть в фокусе:

 

Black_Cat_02 Black_Cat_03
Это кроп верхнего кадра. Здесь я фокусировался просто на кошку, как получится. Обратите внимание, что глаза достаточно в фокусе, а нос и ушки, хоть уже и в "мыле", но еще видны. Здесь фокусировался на лоб чуть выше глаз. Кадр почти равен предыдущему, но я уверенно могу указать точку фокусировки, а не "просто на кошку".
Black_Cat_04 Black_Cat_05
На этом кадре фокусировался по кончику носа А здесь - по левому глазу

 

Согласитесь, если клинули в каждый мышкой и посмотрели на кадры покрупнее - разница очень заметна! Не поленился и померил кошку линейкой о кончика носа до глаза - примерно 3 сантиметра. Снимал с расстояния около метра. И воочию увидел, насколько сильно на светосильной линзе, то есть объективе, где диафрагму можно открыть до величины 1.4, мала глубина резко изображаемого пространства! Никак не более сантиметра, а то и меньше! В самом конце материла я расположил специальные тестовые кадры, показывающие съемку на разных диафрагмах - любопытное зрелище :о)) Я его неоднократно видел в чужих работах, но тут попробовал сам ))

Отсюда следует известный фото-гуру, но упускаемый новичками важный момент - сама по себе светосила, то есть полностью открытая диафрагма, не дает возможности всегда и везде обойтись как без вспышки, так и без штатива - ведь не всегда на лице будет интересно видеть резким только левый глаз или кончик носа )))

Потом была съемка в церкви (недостаточно освещенное помещение), где разрешили пыхать вспышкой и не надавали за это по шее (далеко не сразу нашел такую):

Holy_Mass_01 Holy_Mass_02
Holy_Mass_03 Holy_Mass_04

Holy_Mass_05

Holy_Mass_06

Работалось весьма комфортно с точки зрения итогового результата, но сильно не хватало зума - вычленить именно то, чего хотелось в данный момент. А ведь и так откровенно путался под ногами у прихожан во время причастия и все равно не дотянулся до некоторых вещей, которые просто были далековато или, наоборот, слишком близко...

В церкви использовал не самое открытое значение диафрагмы - 2.5 - 2.8, так как именно они показались мне самыми выигрышными в такой скоростной репортажке: получал вполне проработанные лица главных героев кадра и уже не мешающие излишней детализацией - всех остальных. Съемка шла на высоких ISO - 800-1250, чтобы получать приемлемую скорость выдержки, и здесь уже на кадрах был небольшой шумок, который был успешно побежден в Nikon Caprure NX.

Перейдем к съемкам на свежем воздухе, благо погода вполне это позволяла:

Kremlins_Nikon

Ну куда же мы без Nikon? :o))

Далее приведу несколько кадров, показывающих хорошую работу объектива Nikkor 50/1.4G AF-S в условиях контрастного и жесткого солнечного освещения середины летнего дня. Обратите внимание, что совершенно нет проваленных светов и теней, а кадры, снятые в формате NEF (RAW, необработанный, практически цифровой негатив) подвергались самой незначительной обработке во время перевода в общечитаемый JPEG.

Red_Square_Near_01 Red_Square_Near_02
Red_Square_Near_03 Red_Square_St_Basils_Catherdal_01

В кадре, где много темной крыши и светлого неба - все детали очень хорошо видны. А снимались все четыре кадра в ярком контровом свете, когда объективы попроще часто дают явный брак.

 

Red_Square_St_Basils_Catherdal_02 Red_Square_St_Basils_Catherdal_03

А вот здесь правый кадр - просто вырезан из центра левого снимка и приведен в пропорции 100% - "как снято" (кликните в него для увеличения). Собор снят примерно со 100 метров.

Red_Square_St_Basils_Catherdal_04 Red_Square_St_Basils_Catherdal_05

Здесь то же самое, только съемка велась совсем вблизи, прямо от забора внизу. Обратите, как чисто и резко проработалась как кирпичная кладка, так и все остальные красивости.

Red_Square__02 Red_Square__03

Здесь так же правый кадр дан "как есть", но уже с целью показать, что Nikkor 50/1.4G почти не дает хроматических аберраций. Я сумел с трудом обнаружить почти незаметные светлые полоски на фоне яркого неба на хорошем мониторе. На бумаге при печати они не будут заметны, если только не искать их придирчиво с лупой )).

А как получатся люди в таких же условиях?

Red_Square_Guests_04

Гости Москвы, гуляющие по Васильевскому спуску, осваивающие высоты заборчика вокруг храма Василия Блаженного и запечетлеваюшие факт присутствия на Красной площади получились вполне неплохо. Все детали видны, но нет убийственной резкости излишней детализации на коже.

Red_Square_St_Basils_Catherdal_06 Red_Square__04

Ниже приведены шесть портретов, снятые при разных вариантах освещения (первый со вспышкой). Получил именно то, чего ждал - мягкость кожи, достаточную детализацию, но без излишеств.

Marina_01_ Marina_03 Marina_04
Marina_05 Marina_06 Marina_07

 

Вернемся к природе:

Vasilyok_Cornflower_04

Вот такие васильки растут на подоконнике. Они засняты моей женой, как и восковой плющ этажом ниже, с рук. А далее - макросъемка.

 

Vasilyok_Cornflower_01 Vasilyok_Cornflower_03

 

Васильки сняты со штатива - поймать резкое изображение с рук оказалось весьма сложно. Кадры, доступные по клику - в масштабе 100%, то есть такие, как сняты.

Wax_Plant

Плющ снимался со вспышкой, что его даже украсило )) Кадр тоже приведен "как есть".

* * *

Далее показаны тестовые кадры, показываюшие поведение объектива в различных условиях. Съемка велась со штатива с дистанционным пультом.

Brush_04

f=1.4

Brush_03

f=1.8

Brush_02

f=2.8

Brush_01

f=4

При съемке щетки использовались крайние значения диафрагм распространенных профессиональных объективов.

 

Coins_1.4

f=1.4

Coins_2.8_2

f=2.8

Coins_5.6

f=5.6

Coins_8_2

f=8

Coins_10_2

f=10

 

При съемке монеток использовались диафрагмы, быстро показывающие, как зона ГРИП расширяется по мере закрытия отверстия.

Не могу не поделиться - обратите внимание те, кто дочитал до этого места - не только ГРИП расширялась, но и у этого экземпляра объектива на моем экземпляре фотоаппарата Nikon D90 центр резкой зоны явно сдвигается назад, то есть получается что-то вроде слабенького бэкфокуса. Сам причину понять не смог. Может, кто пояснит, что это? Случайный глюк конкретной пары устройств или замысел конструкторов объектива, которые сдвигают центр ГРИП из-за не совсем пока понятного мне практического резона?

 

Ну и на закуску еще немного классического тестового макро - съемка купюры.

То есть, насколько же хороша детализация в кадре? Лично мне она показалась вполне достойной объектива такого качества и такой ценовой категории.

Banknote_01

 

Banknote_04   Banknote_06
  Banknote_02  
Banknote_03   Banknote_05

 

Сама купюра, естественно, дана сильно уменьшенной (а вдруг в чем заподозрят ))

Вырезанные же из центра и краев кусочки даны "как есть". Можно увидеть, что края уже немножечко размыты, но совсем несущественно. То есть для фото годятся, а для других целей, с фото не связанных - подозреваю, что нет.

Попробовал так же этой линзой съемку журнальных страниц для целей мониторинга. Вот это единственное, что мне совсем не понравилось, но из-за цены вопроса - просто потому, что мой китовый объектив из совсем другой ценовой категории делает это по крайней мере не хуже, а за счет наличия зума - заметно удобнее ))

* * *

Ну и выводы.

Объектив стоит своих денег, универсален, гибок и весьма хорош. Но!

Вот это самое "Но" требует высокой культуры съемки и очень грамотного понимания, чего, как и зачем делаешь.

То есть не могу его посоветовать тем, кто только что купил себе зеркальную камеру и делает свои первые шаги. Потренируйтесь, поймите свои привычки и запросы, а уж потом...

Так же два раза подумайте, брать ли этот объектив на кропнутые любительские камеры, то есть такие, как Nikon D40, D60, D5000, D90 - ведь получаете не "полтинник", а в полтора раза больше. Тогда уж 35/1.8.

Ну а продвинутые любители и профессионалы, полагаю, в моих советах не нуждаются и купят NIKKOR 50mm f/1.4G AF-S тогда, когда он им потребуется :о)

Автор:  Filberd