Тест/обзор объектива NIKKOR 55-300 VR

Перед нами совсем недорогой телезум AF-S DX NIKKOR 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR - давайте протестируем его во всех обыденных ситуациях, с которыми сталкивается фотограф-любитель

Ремарка! Продолжилась линейка объективов со светосилой 1.8 - появился полнокадровый объектив AF-S Nikkor 35mm f/1.8G ED, очень интересный, современный и мощный за свою цену, тест которого можно посмотреть вот здесь.

Объектив AF-S DX NIKKOR 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR находится у меня на руках уже больше месяца.

Nikkor_55-300_VR

Nikon_Lens_Hood_HB-57 

Он оказался настолько интересен, что я уделил ему необычно много времени.

Ну вот наконец-то набрал столько фото и впечатлений как от "одиночного плавания", так и лобового столкновения с прямым конкурентом Nikkor 70-300 - его старшим братом по функционалу.

Те, кто знаком с моими материалами, уже видели многие кадры, снятые виновником торжества Nikkor 55-300 и камерой Nikon D3100

Кто еще не видел - взгляните, я повторять картинки не буду, чтобы не надоедать одними и теми же сюжетами.

А вот добавить то, что не попало в статью по Nikon D3100 - да, добавлю. И, как всегда, технические кадры будут для любознательных в самом конце статьи.

Съемки велись в RAW (NEF). Обработка всех фото - минимальная в Capture NX фирменными же процедурами и соответствует самым щадящим доработкам, которые происходят кадры внутри камеры при получении на выходе сразу JPEG. Так что разглагольствования, что "дофотошопить" можно все, что угодно, оставим тем, кто не понимает происходящего внутри современных цифровых камер. 

Итак, если помним по прошлой статье, сменяю камеру с D3100 на свою D90 и снимаю Катю там же и так же:

 

Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4420 Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4423
Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4429 Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4430 

 

Отмечу, что качество фокусирования заметно изменилось (кто бы сомневался!) 

Доработка заключалась только в применении фирменного плагина Portrait (он же включается в младшеньких камерах при установке режима "Портрет" или выбирается в старших в настройках) и совсем небольшого шарпа High Pass (внутрикамерный был отключен). Причем, даже этот шарп применять пришлось не везде - портрет на кадрах ниже прошел только плагин: 

Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4419

Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4419_Center_Crop

А здесь - кроп из центра кадра без ресайза - кликните в него и сможете увидеть работу линзы 55-300 "как есть".

Обращаю внимание на более чем приемлемое размытие заднего фона при довольно-таки закрытой диафрагме - линза более чем пригодна для вполне художественной портретной съемки.

 

Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4443 Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4437

 

Там же попросил попозировать милую маму с сыном - для того, чтобы посмотреть, как будут получаться групповые портреты без выстраивания людей в одну линию. Естественно, сразу же пришлось прикрывать диафрагму для обеспечения требуемого ГРИП. Хорошо видно, что задний фон уже проработался куда сильнее. Ну да это неизбежная плата за естественные, "незамороженные" выражения лиц :) 

И на светосильной оптике пришлось бы сделать то же самое с тем же результатом в итоге.

Так, с постановочными портретами разобрались - это ведь одно из главных предназначений телезумов.

 

Идем на фотоохоту. На дворе было 7 ноября, ГУМ, как понимаем - центр Москвы, совсем недавно закончился парад, погода была вполне благоприятной для прогулок - солнышко, не холодно, и народ охотно гулял:

 

Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4457 Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4456
Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4460 Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4464
Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4470  Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4467

 

Сразу, по выходу, встретил несколько юных созданий в довольно несвойственной для них одежде. Но черная форма не мешала девочкам быть веселыми, обаятельными и женственными :)

Иду на Манежку. Оттуда хорошо видны красные флаги на Театральной, напротив Большого театра, и хорошо слышны так надоевшие за долгие годы заклинания коммунистов... Туда, естественно, не пошел, но заснял несколько характерных типажей из оцепления, какового там было, похоже, куда больше, чем гуляющих:

 

Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4478 Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4494
Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4484 Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4481
Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4491 Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4600 

 

Девушки-милиционеры откровенно скучали - хорошо их понимаю, самому, слава Богу, в оцеплении стоять не довелось, но что такое неоднократные многочасовые бдения на плацу во время строевых смотров - знаю не понаслышке. А вот дружинникам из вышеупомянутых коммунистов было явно нескучно. Для сравнения показываю часового у Вечного огня.

Итак, приведенные кадры вполне в состоянии показать, что получается во время фотоохоты на улицах, если снимать людей как позирующих, так и не обращающих на тебя внимания и продолжающих двигаться по своим планам.

Как уже упоминал, скорости фокусирования, особенно в интервале выше 200 явно не хватало для динамичной съемки. Зная это, не стеснялся снимать почаще.

Переходим к братьям нашим меньшим:

 

Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4532 Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4518
Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4560  Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4552

 

Все это происходило возле ограды Александровского сада в тот же день. Можно хорошо видеть, что резкости и мироконтрастности на полном зуме у линзы вполне хватает для аккуратной прорисовки довольно сложной структуры перьев птиц. Естественно, каждая птица находилась в самом центре кадра.

 

Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4548 Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4523

 

Первый кадр показывает ГРИП - воробьев снимал метров с полутора-двух, и в реале получалась макросъемка со всеми нюансами короткого ГРИП. Кадр с вороной показывает, что поймать движение не всегда возможно :)

Не забыл снять и уже привычные многим по предыдущим тестам телезумов фонарные столбы на ФР 300 и 200 мм:

 

Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4505 Nikon_D90_Nikkor_55-300_DSC_4511 

 

Если кто захочет их посмотреть на JPEG без сжатия - вот ссылки (осторожно, каждый почти по 4 Мб): 1, 2

К следующим выходным погода подпортилась, и выпал первый снег. И продолжал падать. И мне надо было идти по делам через парк:

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0922

 

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0942 Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0938
Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0924 Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0926
Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0928 Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0937

 

Кадров было "отстреляно" много. Белки носились, как угорелые. Движение обычно начинали стремительно и непредсказуемо. Итог такого их поведения - на самом последнем кадре.

Но, не смотря на явную неторопливость линзы, вполне пригодные кадры снять удалось. И получить вполне закономерное удовольствие от процесса.

Если кому будет интересно - все фото этой серии вот здесь

 

Ну, на этой ноте вполне можно заканчивать ту часть материала, которая предназначена обычным любителям, не морочащим себе голову всякими сложностями процесса.

Первое резюме: за свои деньги, в своем классе совсем недорогих зумов - объектив AF-S DX NIKKOR 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR ну очень хорош!

Резкий, с красивым рисунком, не тяжелый, с хорошо работающим стабилизатором. И надежным металлическим байонетом.

Если немного потренироваться - однозначно пригоден для всех видов несложных бытовых съемок. И даже вполне быстрые объекты могут быть успешно сняты с более чем приемлемым качеством, если этому уделить внимание и некоторое время.

А вот профессионалам, занимающимся репортажкой, и которым зачастую секунда будет стоить кадра, порекомендовать линзу не могу - долго тянул со статьей, пока не удалось в один и тот же момент "пострелять" виновником торжества и Nikkor 70-300 VR (спасибо форумчанину с THG.ru WingfirE).

Второй объектив куда увереннее и быстрее фокусируется во всех ситуациях, где важна СКОРОСТЬ. 

Но, если те же профессионалы захотят неспешных съемок, а дорогую оптику по каким-то причинам задействовать не будут, то здесь Nikkor 55 -300 вполне может пригодиться. 

 

* * * 

Технические кадры AF-S DX NIKKOR 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR

Для начала кропы без ресайза из ценра кадров, снятые на ФР = 300, 200 и 135 мм:

 

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0570 Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0572
Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0576 Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0580
Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0585 Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0586 

 

Кадры - перед вами, комментарии не особо нужны - все вполне пристойно, потери качества, о котором следовало бы упоминать всерьез, на длинном зуме нет.

Далее - проверка на дисторсии на ФР = 55, 70, 100, 135, 200, 300:

 

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0548 Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0550
Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0554 Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0560
Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0562 Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0564 

 

Результат меня откровенно удивил - дисторсии практически на всех фокусных расстояниях настолько мизерны, что на глаз не ощущаются.

А ведь именно глаз и есть тот самый важный инструмент, которым мы оценивам итоговое фото.

Вот потому я себе и позволил выше оговорку, что эта линза может послужить и профессионалам, если они сочтут нужным ее использовать. 

Ну и последний аккорд для самых неленивых - резкость по центру и по краям кадра на теледиапазоне.

В таблицы прятать не буду - вырезал кропы так, чтобы было видно сразу, без дополнительного клика.

Первый кадр всегда ресайз полного кадра, затем центр, верхний правый и нижний правый края. Расстояние до объекта - метров 150 - 200. Размер квадратика кафельной плитки= 2.5 см.

ФР = 300мм 

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0013

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0013_Center_Crop

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0013_Right_Top_Crop

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0013_Right_Down_Crop

ФР = 200 мм

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0686

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0686_Center_Crop

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0686_Right_Top_Crop 

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0686_Left_Top_Crop

ФР = 135 мм

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0021

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0021_Center_Crop

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0021_Right_Top_Crop

Nikon_D3100_Nikkor_55-300_DSC_0021_Right_Down_Crop

200 явно резче, чем 300, а у 135 не хватает уже детализации - далековато! 

Ну, тут уже совсем все.

Как видим, центр практически идеален, края - перед вами. Явно падение качества видно только на 300 мм.

Но позволю себе задаться вопросом - хорошо это или плохо?

Скорее - хорошо, так как на таких ФР архитектурные и пейзажные съемки как-то не ведутся, а вот людей или животных - снимают (примеров много и в моих обеих статьях). И как раз дополнительное размытие краев может даже и порадовать :о)))

Ну это так, лирическое отступление.

* * *

От себя - до последней минуты лелеял надежду, что уж сам-то подэкономлю и ограничусь покупкой Nikkor 55-300, когда цена на него придет в нормальное состояние. Увы! Я снимаю в основном репортажку, и уже остановил свой окончательный выбор на Nikkor 70-300 VRII. Nikkor 28-300 тоже серьезно рассматривался как претендент на место в моем рюкзаке, но сошел с дистанции - уже имеющийся 18-105 в свом диапазоне на кропе будет поинтереснее, а камеру Full Frame в обозримом будущем я себе не планирую.

 

Как-то так... :)

 

Автор:  Filberd