Тест/обзор объектива Micro NIKKOR 85mm f/3.5G VR

Тест/обзор недорогой, легкой, но довольно интересной макро-линзы Nikkor 85mm f3.5 VRII

Интересная ситуация у меня в данную секунду! Протестировал объектив Nikkor 85/3.5

Объектив Nikkor 85/3.5 

задумался, что же писать, и понял, что мое мнение о нем непрерывно менялось. Итак, по шагам...

Когда я прочитал анонс объектива Nikkor 85/3.5, то он вызвал у меня недоумение - "Зачем он?" Почему светосила всего F3.5? Ведь я привык видеть на современных фиксах (объективах с неизменным фокусным расстоянием, не зумах) светосилу не ниже F1.8, что теоретически дает определенную гибкость в работе и уверенный автофокус в плохо освещенных местах. Потом подумалось - ну да ведь он макро, стало быть, диафрагму менее 8 использовать никто и не будет... И почему передняя линза столь маленького диаметра? Странновато как-то! А потом я про него попросту забыл...

Затем, в преддверии Нового года и, вроде бы, каникулярного периода (лично у меня каникул этой зимой не было...), когда я договаривался о вторичном взятии на тест объектива Nikkor 10-24, который уже брал, но был вынужден вернуть, так его и не протестировав из-за совершенно серой московской погоды в реальных, то есть уличных условиях, подумалось, что два объектива на две-три недели будет интереснее... 

И вспомнилась недавняя новинка.

Поговорил с Владимиром Волковым из представительства Никона в России, он подтвердил, что эта линза в это время не на руках, и вот я прошу ее зарезервировать. Перед тем, как поставить подпись на бумаге, привычно беру в руки довольно крупный объектив, чтобы, сняв крышки, проверить - целый ли, чувствую непривычную легкость, "пластмассовость"... Ну легковат для своего размера... С соответствующим настроением везу домой, радуясь основательности и увесистости второй линзы, широкоугольного 10-24.

Ну вот и дошло время до теста. Поставив свою камеру, Nikon D90, на штатив, делаю первую серию кадров на первом подвернувшемся сложном и нескучном предмете. Таковым оказалась украшенная елочка с "сидящими" на ней "птичками" и с настоящими шишками (напомню, что каждое фото - это кнопка, кликнув в которую можно посмотреть фото крупно).

Nikkor_85-3.5_f3.8_DSC_2152 Nikkor_85-3.5_f5.6_DSC_2150 Nikkor_85-3.5_f6.3_DSC_2149
Nikkor_85-3.5_f8_DSC_2146 Nikkor_85-3.5_f9_DSC_2145  Nikkor_85-3.5_f10_DSC_2147

Выставляю диафрагмы по тому обыкновению, к которому привык в подобных ситуациях, делая макроснимки ранее - 3.8 (меньше не получилось на этом расстоянии до объекта, порядка полуметра), 5.6, 6.3, 8, 9 и 10. Вынимаю карту и иду смотреть, что же наполучалось. Обнаруживаю очень чистую картинку, несмотря на блестящий объект, проработанность мельчайших деталей (волоски на голове "птички" и очень неплохую для макро ГРИП. 

Хммм, понравилось!

Отмечу, что все фото макро при доработке подверглись стандартному шарпу 100 - (3-5) в Capture NX, так как в камере у меня шарп отключен.

Иду к камере, выбираю на  глазок самое минимальное расстояние, на котором объектив еще фокусируется, и делаю вторую серию:

Nikkor_85-3.5_f4.8_DSC_2155 Nikkor_85-3.5_f5.6_DSC_2156 Nikkor_85-3.5_f8_DSC_2165
Nikkor_85-3.5_f11_DSC_2172 Nikkor_85-3.5_f13_DSC_2174 Nikkor_85-3.5_f20_DSC_2177
Nikkor_85-3.5_f25_DSC_2180 Nikkor_85-3.5_f32_DSC_2182 Nikkor_85-3.5_f40_DSC_2184

Замерил это самое минимальное расстояние - получилось примерно 29 см. Посмотрел по паспорту - оно, 28.6! И прокомментирую для тех, кто снимает не зеркалками - расстояние измеряется не от передней линзы, а от матрицы аппарата. Когда вам "парят", что макро снимается с 1 сантиметра - вас нагло обманывают :о)) Ну это примерно из той же серии, что карманная камера с 12 мегапикселами куда круче камеры с 6-ю! Хотя на самом деле совсем наоборот, если матрицы одного поколения :о)) 

С диафрагмами при съемке шишки уже не церемонился, прогнал ровно столько, сколько смоглось. На таком расстоянии до объекта максимально открытой получилась 4.8, а самой закрытой - 40.

Здесь представлены следующие значения по порядку: 4.8, 5.6, 8, 11, 13, 20, 25, 32 и 40.

Сама шишка имеет диаметр в 2 сантиметра, так что даже на превьюшках, уменьшенных  в 25.7 раза, она смотрится крупнее, чем вживую. Это так, для ориентировки в возможностях объектива.

Рассмотрим же кадры. Хорошо видно, что, по мере уменьшения относительного отверстия в объективе (или увеличения  цифрового значения знаменателя в дроби - ведь в реальности это 1/4.8, 1/5.6, 1/8, 1/11, 1/13, 1/20, 1/25, 1/32 и 1/40) весьма быстро растет ГРИП. Уже на пятом кадре, где диафрагма 1/13, шишку видно практически целиком, а на 1/40 - она резкая почти вся! Но тут появляются другие подводные камни - уже на 1/32 начинается хорошо заметное замыливание за счет дифракции световых волн. Так как предыдущие картинки показаны с сильным кропом и подверглись шарпу, то вот для желающих самостоятельно поэкспериментировать даю возможность посмотреть на совсем необработанные кропы этой же шишки (то есть вырезанные части из центра кадра):

Nikkor_85-3.5_f4.8_DSC_2155_Cr Nikkor_85-3.5_f5.6_DSC_2156_Cr Nikkor_85-3.5_f8_DSC_2165_Cr
Nikkor_85-3.5_f11_DSC_2172_Cr Nikkor_85-3.5_f13_DSC_2174_Cr Nikkor_85-3.5_f20_DSC_2177_Cr
Nikkor_85-3.5_f25_DSC_2180_Cr Nikkor_85-3.5_f32_DSC_2182_Cr Nikkor_85-3.5_f40_DSC_2184_Cr

Мне показалось, что на минимальном расстоянии рабочий диапазон диафрагм, когда и ГРИП большой, и еще нет замыливания, получается где-то от 1/13 до 1/25, в зависимости уже от того, что и как надо фотографу снять. Значения выше 1/25 тоже рабочие, если затем фото будут подвергнуты ресайзу, то есть уменьшению - в этой ситуации ГРИП максимален, видны мельчайшие детали вроде волосков на чешуйках, которые на 1/25 еще только-только начинают появляться. И отмечу, что я не использовал никакой дополнительной макро-подсветки, все шло естественным путем - елочка просто стояла на подоконнике и освещалась уж так, как освещалась. Думаю, хорошо выставленный макро-свет даст еще большую детализацию и свободу действия.

Для желающих посмотреть макро-возможности объектива Nikkor 85/3.5 дальше - дочитайте статью до конца, там есть еще две серии кадров - бликующий объект на минимальном расстоянии и съемка на расстоянии примерно 90 сантиметров - было интересно посмотреть, какая получается ГРИП уже при обычной предметной съемке.

А мы перейдем к портретам - ведь есть мнение, что  макрообъективы часто по совместительству и очень интересные портретники.

Договариваюсь с милой девушкой, идем в самое удачное в Москве место для портретных съемок, если нет собственной студии - на третий этаж ГУМа. И получаем вот что:

Nikkor_85-3.5_f3.5_DSC_2438 Nikkor_85-3.5_f3.5_DSC_2446

Nikkor_85-3.5_f3.5_DSC_2447

Nikkor_85-3.5_f3.5_DSC_2449

Nikkor_85-3.5_f3.5_DSC_2464

Nikkor_85-3.5_f3.5_DSC_2458

Nikkor_85-3.5_f3.5_DSC_2561 Nikkor_85-3.5_f3.5_DSC_2567


Nikkor_85-3.5_f3.5_DSC_2577_ Nikkor_85-3.5_f3.5_DSC_2579

Все кадры Кати отсняты на диафрагме 3.5 и на расстоянии около 2 - 3 метров. Если внимательно посмотреть - ГРИП местами маловат! Не более 2-3 сантиметров! То есть диафрагму можно было еще закрыть! (привет мифам об обязательной светосиле 1.4 :о))) 

Соответственно, видя все это еще на экранчике, когда стал снимать Катю вместе с ее подругой, решил призакрыть диафрагму, будучи уверенным, что если один-то человек не получается с гарантией резким, то уж двое точно будут в основном не в фокусе. Первый кадр на 3.5, второй на 5.6, а третий - 7.1. Наблюдаем разницу! 

Nikkor_85-3.5_f3.5_DSC_2581 Nikkor_85-3.5_f5.6_DSC_2583

Nikkor_85-3.5_f7.1_DSC_2594

Портреты Ани сняты опять на диафрагме 3.5, ибо при работе с одним человеком, к тому же позирующим, мне показалось, так будет лучше. И вроде не ошибся!

Nikkor_85-3.5_f3.5_DSC_2546 Nikkor_85-3.5_f3.5_DSC_2514

Скажу честно - столь легкой портретной сессии с технической точки зрения у меня в ГУМе еще не было. Доработка кадров была минимальной - небольшая экспокоррекция, и все! Шарп применять почти не пришлось - не более, чем на половине всех кадров. И шарп буквально косметический - 50 - 1 в Capture NX.

Меня просили поснимать этим объективом в темных помещениях - не довелось. Только было настроился в одной церкви, пока шла подготовка к красивой Рождественской литургии, как перед самой службой выходит диакон и просит полностью воздержаться от съемки со вспышками! А при настройке четко увидел, что если снимать "как есть" - будет совсем неинтересно - и кадры мрачные, и много шевеленки по вине тех, кого снимаешь - Vibration Reduction (подавление колебаний) на объективе работает идеально, то есть мои шевеления гасятся "на раз", но, так как выдержки получаются в интервалах 1/10 - 1/30 на ISO 1600, то смаз из-за движения уже снимаемого гарантирован. Убрал камеру, сожалея о несодеянном, и принял участие в литургии, чему уже полностью рад :)

Но, помня о просьбе, отснял в том же ГУМе, но уже на весьма слабо освещенном втором этаже несколько кадров:

Nikkor_85-3.5_f7.1_DSC_2599 Nikkor_85-3.5_f7.1_DSC_2600
Nikkor_85-3.5_f7.1_DSC_2602 Nikkor_85-3.5_f9_DSC_2614_ 

Видим хорошо проработанные кружева на поверхности шара и достаточно терпимо портреты, где скинтоны неплохо вытянулись тем же Capture NX (цвет кожи повело в желтизну из-за гремучего сочетания нескольких видов ламп и дневного света со стеклянного потолка). Но поработать, хоть и совсем недолго, уже пришлось - все-таки фотографию, то есть светопись, без хорошего света не получишь :)

И обратите внимание на все задние планы - бокэ у объектива  Nikkor 85/3.5 очень неплохое, хотя и без особых изысков. 9 скругленных лепестков диафрагмы дают чистую и мягкую картинку, которая лично меня полностью устраивает. И понятно, как задним планом управлять. И никаких "гаек" на светящихся объектах, как на Nikkor 85/1.8, который находится в той же ценовой категории, и к тому же безмоторный (малоприменим на младших камерах D40, D60, D3000, D5000) и без VRII, который очень полезен.

Что подтверждается серий кадров ниже - съемки вдаль. У меня есть многолетний тестовый объект - дом, находящийся от моего окна метрах в 120-150, и покрытый кафельной плиточкой размером в 2.5 сантиметра. Снять его со штатива из окна невозможно - надо немного высовываться наружу, Nikkor 85/1.8 показал там просто гладкую поверхность. А вот Nikkor 85/3.5 выдал следующее:

Nikkor_85-3.5_f8_DSC_2242 

По полному кадру видно, что края проработаны вполне неплохо, а центр приведен на кропах ниже. Диафрагмы слева направо: 8, 11, 16, 20.  

Nikkor_85-3.5_f8_DSC_2242_Cr Nikkor_85-3.5_f11_DSC_2240_Cr Nikkor_85-3.5_f16_DSC_2238_Cr Nikkor_85-3.5_f20_DSC_2234_Cr

Хорошо видно, что самая чистая картинка на диафрагме 8, далее потихоньку начинается замыливание из-за дифракции. И еще - здесь применил слабый шарп, чтобы подчеркнуть наличие этого мелкого кафеля - размером примерно как пятирублевая монетка!

А чтобы показать, как линза отрабатывает уже без шарпа - посмотрите серию чуть ниже. 

Nikkor_85-3.5_f8_DSC_2244

Здесь кафель покрупнее, и показаны кропы "как есть", без всякой доработки.

Nikkor_85-3.5_f8_DSC_2244_Cr Nikkor_85-3.5_f10_DSC_2246_Cr Nikkor_85-3.5_f16_DSC_2248_Cr Nikkor_85-3.5_f20_DSC_2250

Не уверен, что люди будут массово снимать пейзажи объективом Nikkor 85/3.5, но иллюстрация его резкости вполне достаточная, как мне кажется :о))

Ну и обещанные выше дополнительные кадры макросъемки.

Первым идет бликующий объект на расстоянии примерно 29 сантиметров. Замечу, что на таком расстоянии диаграгма меняется в диапазоне 4.8 - 40. А где-то с 90 сантиметров и далее на любом -  с 3.5 до 32.

Nikkor_85-3.5_f4.8_DSC_2210 Nikkor_85-3.5_f5.6_DSC_2208 Nikkor_85-3.5_f8_DSC_2202
Nikkor_85-3.5_f11_DSC_2198 Nikkor_85-3.5_f16_DSC_2194 Nikkor_85-3.5_f20_DSC_2192
Nikkor_85-3.5_f25_DSC_2190 Nikkor_85-3.5_f32_DSC_2187 Nikkor_85-3.5_f40_DSC_2186

Последовательно диафрагмы менялись в таком порядке: 4.8, 5.6, 8, 11, 16, 20, 25, 32, 40. Комментарии полностью совпадают с теми, что приводил для кадров шишкой - рабочий макро-диапазон на минимальном расстоянии начинается где-то с 13. И отмечу чистую работу с яркими и бликующими поверхностями - никаких лишних размытий по краям бликов не увидел. 

Далее та же птичка, на чей хвостик только что посмотрели, но уже с расстояния, где удалось получить диафрагму 3.5 :) Фокусирование шло по птичке.

Nikkor_85-3.5_f3.5_DSC_2214 Nikkor_85-3.5_f5.6_DSC_2215 Nikkor_85-3.5_f8_DSC_2218
Nikkor_85-3.5_f10_DSC_2220 Nikkor_85-3.5_f13_DSC_2222 Nikkor_85-3.5_f16_DSC_2224
Nikkor_85-3.5_f20_DSC_2225 Nikkor_85-3.5_f25_DSC_2227 Nikkor_85-3.5_f32_DSC_2230

Последовательно диафрагмы менялись в таком порядке: 3.5, 5.6, 8, 10, 13, 16, 20, 25, 32.

И видим  следующее - даже на 3.5 ГРИП не менее 5 сантиметров! А на 16 елочка уже практически вся в фокусе! А это сантиметров 20! Так что для тех, кому интересны съемки ягодок, цветочков и грибочков - мало того, что объект практически целиком будет в кадре, так еще и доступна съемка с рук!

Ну и при профессиональной съемке предметки - эта линза явно окажется недорогим и мощным инструментом!

И о "пластмассовости" - байонет металлический, в работе линза прочная, не скрипит, автофокус быстрый и уверенный. 

* * *

Пора подходить к резюме. 

Вернусь к первым впечатлениям - я последовательно переходил от недоумения и скуки к явному недоверию. Которое закончилось полной радостью от съемок и широких возможностей! 

Надеюсь, что те, кому требуется снимать репортажные портреты, как на свадьбах или детей в реальных условиях, порадуются мягкости работы с лицевыми и поясными портретами при съемке с рук (VRII) и мягкому рисунку (бокэ). A любители поснимать на природе всякие приятные мелочи или профессионалы-предметники оценят макро-диапазон 1:1, резкость и большую ГРИП! 

Успехов всем нам!

 

Автор:  Filberd