Тест/обзор Nikon Df

Появилась новая полнокадровая камера Nikon D750, которая очень неплоха и как любительская, и как профессиональная.
Это новая камера формата FX с полнокадровой матрицей, выполненная в ретро-стиле. В современном фотомире есть несколько популярных тенденций, и одна из них — как раз цифровые камеры, по внешнему виду похожие на своих пленочных предшественников. И Nikon Df — как раз такая камера. Благодаря богатой многолетней истории выпуска камер, Никону всего лишь требовалось найти среди своих ранее выпускавшихся моделей эталон и на основе его дизайна создать цифровую камеру.
При взгляде спереди Df очень похож на F3, скорее всего, именно эта пленочная камера послужила образцом.
Дизайн Df очень необычен для линейки современных камер Никон. Мы не видим привычных обтекаемых обводов корпуса, не видим привычных органов управления, даже кнопка спуска другая. Очень много аналоговых колес для изменения настроек, прямых линий. Однако не будем забывать, что еще каких-то 30 лет назад подобный дизайн был в порядке вещей.
С левой стороны от байонета расположено колесо смены диафрамгы и две переназначаемые функциональные кнопки. С правой — переключатель режимов автофокуса, стандартный для современных камер Никон, кнопка брекетинга, индикатор автоспуска, кнопка отсоединения объектива и заглушка синхроконтакта вспышки.
Если мы посмотрим на Df сверху, то с левой стороны увидим диски изменения ISO и экспокоррекции, с кнопками предохранителей, предотвращающими случайный поворот. С правой — диск установки выдержки и диск режима съемки, кнопка спуска, совмещенная с выключателем питания, диск выбора режимов экспозиции, ЖК-монитор и кнопка подсветки ЖК-монитора. На ЖК-монитор, ввиду его малоразмерности, выводится ограниченное число параметров — заряд батареи, выдержка, диафрагма, количество оставшихся кадров. Остальные данные, если требуется настройка, например, при настройке режима фокусирования, выводятся на основной экран, который автоматически включается. Получилось довольно удобно и наглядно.
При взгляде на заднюю панель мы увидим привычные кнопки и органы управления для современных камер Никон, а также ЖК-монитор диагональю 8 см с разрешением 921 тыс.точек, выполненный из армированного стекла. Можно так же заметить, что экспозамер вынесен на отдельный трехпозиционный переключатель.
На нижней стороне камеры расположена дверка, под которой находится аккумулятор EN-EL-14a и отсек для карты памяти стандарта SDXC UHS-I. Отметим, что эта дверка довольно хлипкая, и обращаться с ней надо осторожно.
С левой стороны под заглушками находится отсек для подключения кабелей micro-USB, HDMI, и многофункциональный порт, куда можно вставить GPS, антенну Wi-Fi, и спусковой трос MC-DC2.
Nikon Df выпускается в двух цветовых решениях — полностью черная, и черно-серебристая.
Еще одним из интересных моментов для тех, кто помнит пленочные камеры, станет возможность использования механического спуска, ввинчивающегося в кнопку спуска.
Как можно заметить, в камере Nikon Df как ретро, так и современные элементы соединены друг с другом довольно гармонично. Но вместе с этим, нельзя не отметить, что Никон преследовал определенную цель — затронуть души тех, кто скучает по пленочной эре, кому близки дизайн старых камер и объективов. Недаром главный лозунг в рекламе камеры — "pure photography" или "чистая фотография". Скорее, термин "чистая" не совсем верен, тут больше к месту выражение "только". Недаром Никон убрал из камеры возможности видеосъемки — мол, сконцентрируйтесь на получении фотографии. Однако режим ЛайвВью остался.
Наряду с дизайном и управлением, Никон включил в камеру поддержку работы почти всех старых объективов, в том числе Ai и NIKKOR без Ai. Для автофокусировки с объективами серии AF имеется привод, так называемая "отвертка".
Nikon Df продается в комплекте с объективом AF-S 50/1.8G, которому переработали дизайн для соответствия ретро-стилю.
Камера вызывает у многих фотографов противоречивые чувства. Одним она непонятна и неприятна, другие — ею восторгаются. Никон специально сделал ставку на эмоции, камеру не стоит воспринимать только с точки зрения логики.
Корпус выполнен из магниевого сплава, как и другие профессиональные камеры Никон.
Присутствует пыле- и влагозащита.
Теперь плавно перейдем к техническим возможностям. Nikon Df только внешне смотрится как ретро камера. На самом деле внутри находится полностью современная начинка. Фактически, Df — это D610 с матрицей от D4 в магниевом корпусе. Ни больше, не меньше. Рассмотрим подробнее.
В Df используется быстрый и мощный процессор изображений EXPEED 3. Не новое, но проверенное решение.
Сердце камеры — КМОП-матрица формата FX (полнокадровый режим) с разрешением 16.2 мегапикселя. Это доработанная версия матрицы, используемая текущим репортажным флагманом Никон — D4. Благодаря значениям чувствительности от 100 до 12 800 единиц ISO, которые можно увеличить до эквивалента 204 800 единиц, фотокамера Df позволяет получить изображения с высокой детализацией и минимальным уровнем шума даже при съемке в условиях недостаточного освещения.
Вот тут можно оценить, насколько Df меньше D4, хотя качество изображения у них практически одинаковое.
Затвор протестирован в течение 150 000 циклов при максимально короткой выдержке 1/4000 с и синхронизации вспышки до 1/200 с.
Возможна высокоскоростная непрерывная съемка в форматах FX и DX со скоростью до 5.5 кадра в секунду. Есть возможность использования режима "тихого затвора", хотя и в основном режиме хлопок зеркала довольно тихий.
Оптический видоискатель со стеклянной пентапризмой обеспечивает почти стопроцентное покрытие кадра и 0.7-кратное увеличение, а также возможность съемки в режиме кадрирования DX с маркировкой в видоискателе.
Автофокусировка выполняется с помощью 39-точечной системы АФ Multi-CAM 4800. Такой же модуль используется в D610. Центральные 9 точек — крестовые. Чувствительность до –1 EV и совместимость с диафрагмой до f/8. То есть можно использовать объективы линейки F/4 вместе с двухкратным телеконвертором TC-20E III. Например, будет уверенно работать интересная связка Df + AF-S Teleconverter TC-20E III + AF-S NIKKOR 70-200mm f/4G ED VR.
Замер экспозиции TTL производится с помощью 2016-пиксельного датчика RGB.
Полные технические характеристики можно посмотреть:
- в анонсе Df на нашем сайте: ссылка;
- на официальном русском сайте: ссылка;
- на официальном английском сайте: ссылка.
Теперь перейдем к практике.
Эргономика
Nikon Df не совсем обычен с точки зрения эргономики современных камер. Хват камеры совсем другой. Рукоятка уменьшена, кнопка спуска перенесена наверх, переднее колесо находится не под указательным пальцем, а на передней панели. Экспокоррекция перенесена на левую верхнюю часть. При первом использовании можно поймать себя на мысли, что ты не можешь сходу переключить основные параметры. Это создает трудности для тех, кто привык к современным камерам. Однако, будет весьма знамомо тем, кто долго снимал на старые.
Все диски управления переключаются только после разблокирования предохранителя, а диск выбора режимов экспозиции после поднятия вверх.
С небольшим временем к такому управлению привыкаешь и даже находишь в нем некую привлекательность. Диски вращаются со щелчками, момент переключения очень заметен, перескочить через значение, не заметив этого, довольно сложно.
С точки зрения оперативности съемки получается уже не так радостно — быстро поменять настройки, как на других современных камерах Никон, уже не получится. Но можно себе облегчить съемку — Никон благоразумно не стал полностью отключать автоматику, всего лишь замаскировал ее. Вместо установки выдержки вручную — можно ее поставить в фиксированный режим и пользоваться приоритетом диафрагмы. В меню можно включить функцию АвтоИСО, и не потребуется крутить диск установки ИСО.
Df только кажется небольшой и легкой. Да, на фоне D4 это так, но в действительности габариты не сильно меньше, чем у D610, а вес 765 г, то есть тоже близко — сказывается магниевый корпус.
Из-за особенностей хвата, хорошо и удобно камера ощущается только с небольшими объективами. Например, отверточными фиксами, вроде AF 85/1.4D. Комплектный AF-S 50/1.8G практически не чувствуется. Если поставить тяжелый современный фикс, вроде AF-S 105/2.8 VR, или профессиональный зум, вроде AF-S 14-24/2.8 или AF-S 24-70/2.8, держать Df правой рукой становится неудобно, идет большая нагрузка на пальцы. С профессиональными телезумами ситуация еще больше усугубляется. Но для тех фотографов, кто планирует использовать Df со старыми объективами с фиксированным фокусным расстоянием — это будет вполне комфортно. Заметим, что довольно гармонично с точку зрения развесовки и удобства управления Nikon Df выглядит с серией линз с диафрагмой F/4: Nikkors 16-35/4, 24-120/4 и 70-200/4. Тем, кто будет покупать Дф, рекомендуем к ним присмотреться.
Качество картинки
Тут все просто — доработанная матрица от D4 делает свое дело. Качество картинки практически ничем от D4 не отличается, разница в очень небольших пределах на всем диапазоне ИСО то в пользу D4, то в пользу Df. Для реальных съемок эти отличия незаметны.
Автофокус
В плане автофокуса Df практически один в один соответствует D600/D610. Что не удивительно — модуль экспозамера и модуль автофокуса у них одинаковые.
Покадровый AF-S работает точнее всего с центральными 9-ю крестовыми точками. Остальные точки при фокусировании на неподвижные объекты работают довольно стабильно, причем даже на отверточных объективах. Иногда неточно ловят лишь крайние левые и правые точки, их стоит использовать с повышенным вниманием.
Динамический автофокус наилучшим образом работает в режимах AF-C single и d9.
Благодаря интеграции с модулем экспозамера, работает определение лиц в автоматическом режиме и режим 3D-ведения объектов AF-C 3D.
Собственно фотографирование
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды съемок и произведем их линзами, которые, на наш взгляд, хорошо подходят для такой камеры, как Nikon Df.
С учетом того, что она сейчас поставляется с линзой Никкор 50/1.8Г, то много внимания уделим ей, а так же не особо дорогим и не особо тяжелым Никкорам:
- 24-120/4;
- 70-200/4;
- 24-70/2.8;
- 85/1.4D.
Широкоугольный 16-35/4, хоть и был с собой, но пейзажи были столь мрачно-свинцовыми, что он так и пролежал все время в рюкзаке. Полагаем, "борозды он не испортил бы" ;о))
Далее — фото подписаны, в подписи видно, кто снимал конкретное фото, а так же каким объективом снято. Для фото, снятых на высоких ИСО, в самом конце подписи указано его значение. Соответственно, здесь представлены фото, снятые с ISO от 100 до 162 550. Примеры результатов на разных ИСО будут в самом низу, в стандартной технической части, где так же можно будет посмотреть на внутрикамерные JPG и NEF.
Доработка, как всегда, делалась в ACR (корректировка экспозиции, изредка баланс белого, правка дисторсий линз, шумоподавление, где требовалось), потом в фотошопе (шарп, где по всему полю, где быстрой маской), FastStone (кроп, где надо, ресайз). Как всегда, все "без фанатизма", быстро, простыми методами, доступными любому фотографу с небольшим опытом и желанием.
Фото можно посмотреть как в галерее, так и кликнув в понравившуюся картинку. Размер дан 2000 по длинной стороне, чего достаточно для качественной печати формата 13х18.
Итак,
Nikkor 50/1.8G
На этой камере объектив явно на месте и из серии Must Have. Понравился во всех видах съемок, с него будет наибольшее количество фото.
Начнем с портретов:
Уверенное фокусирование, красивый рисунок. Собственно, кто бы сомневался — эта линза давно известна и весьма популярна.
Ну и небольшой репортажик так интересно игравшего в ГУМе джаза:
![]() |
![]() |
Ну а как поведет себя полтинник на улице в обычных бытовых съемках? Да еще зимой, при низком и сером небе, когда как нельзя кстати приходится высокая чувствительность матрицы Nikon Df и так же весьма кстати светосила объектива.
Очень неплохо рисуются лицевые и поясные портреты на открытых диафрагмах, доработки практически не требуется.
Ниже любопытная парочка кадров. Грудной портрет на диафрагме 1.8 получился на ИСО 500.
![]() |
![]() |
Групповой же портрет, потребовавший закрытия диафрагмы до 5.6, получился уже на ИСО 7200, но небольшое шумоподавление и небольшой ресайз сделали картинку вполне приемлемой. К сведению — до заката солнца оставалось минут 10-15.
Ниже пара собачек — заинтересовали тем, как проработается шерсть. Все удачно.
А вот юная леди, которая позировала уже минут через 20 после официального захода солнца, да еще и под сенью пальм, ой, под соснами )) ИСО 18102.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Дожидаться полной темноты было уже лень, хотелось за стол, и нашли место под кронами елок, которые давали вполне плотную темноту. ИСО колебалось от 9000 до 25600, но, как видно по результатам, шумодав все поставил на свои места, и картинки пригодны как для вполне качественной печати, так и для разглядывания на полный экран.
Еще кадры с этой линзы будут ниже, в техническом разделе.
Nikkor 70-200/4G
Кадров с нее в этом тесте получилось немного, но по причине как малых расстояний на третьем этаже ГУМа до точек, где нам было интересно размещать наших моделей, так и потому, что хотелось показать максимальное размытие заднего плана — предновогоднее убранство вполне позволяло это сделать красиво. Но все получилось довольно неплохо, хотя надо понимать, что эта линза больше репортажная, чем портретная.
Ну и потом парочка репортажных кадров на улице. Тут уже все к месту, разве только света сильно не хватало для съемок галок, весьма боязливых в центре Москвы. И не хватало цепкости автофокуса для съемок птиц летящих — не получился ни один кадр.
Nikkor 24-70/2.8G
Что нам покажет на Nikon Df эта репортажная легенда? Смотрим:
И портреты на 2.8 получаются уверенно, и с фоном все в порядке.
Начинается шоу с длинными, прекракрасными волосами, и работа серией на диафрагме F/4 (уже надо было ГРИП побольше) дает уверенный результат даже в весьма скудном освещении второго этажа, зимой, в пасмурный день.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Замечу, что вроде бы большая линза 24-70/2.8 на довольно своеобразной по хвату камере Df еще вполне удобна, так что ее можно считать одной из самых подходящих.
Nikkor 85/1.4D
Один из лучших портретников показал привычные прекрасные результаты:
И в репортаже он так же интересен: еще раз джаз, который создавал прекрасное настроение нашим моделям во время съемок и позволивший показать работу объектива на движущихся объектах.
![]() |
![]() |
А теперь маленькое шоу по укладке косы ))
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Отметим, что картинки-заставки к только что показанному шоу сняты полтинником.
Переходим к самому подходящему для камеры такого класса штатному зуму
Nikkor 24-120/4G
Исходя и из погоды, и из желания основательно проверить пригодность матрицы для работы в откровенно некомфортных условиях, снято несколько серий самых повседневных сценариев:
1. Прогулка по плотине недалеко от шлюза канала "Москва — Волга":
![]() |
![]() |
![]() |
2. Там же сценка самофотографирования:
![]() |
![]() |
Отмечу, что при работе с этой сценкой заметно не хватало разброса точек фокусирования, и потом потребовалось сильно кропить — плохой свет, далеко и с рук, пришлось пользоваться только крестовыми, которые скучены в самом центре.
![]() |
![]() |
Ну и жилой район в Дубне, так называемая "та сторона" ))
Сейчас это приятный, хорошо обжитой район с церковью-новостройкой:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ну и самые последние кадры: вот такое чудо нашли на сосне в парке.
Переходим к техническим кадрам, то есть тем, которые заведомо снимались не для красоты, а для исследования технических особенностей камеры. Рассмотрим два явления: скорость фокусирования в сложных условиях фиксации движения и поведение камеры на высоких ИСО.
Начнем с движения. Снималось как объективом 50/1.8, так и 24-120/4, в проводку, в режиме AF-C, 9 точек.
![]() |
![]() |
Первым идет полтинник. Соответственно, папа катает детишек, фокусирование происходит по объекту, который перемещается и на приближение, и в конце серии с заметной угловой скоростью проезжает мимо фотографа. Кадры серии, внутрикамерные JPG и NEF можно взять вот здесь. Почти 200 Мб.
![]() |
![]() |
Линза 24-120/4, мальчик скатывается практически прямо на фотографа. Кадры серии вот здесь. 420 Мб, в серии было 22 кадра, но камера позволила бы снимать и более длинную серию, просто движение уже закончилось )) 18 кадров вполне приемлемы, они и находятся в архиве. Полагаем, что результат для любительского автофокуса довольно неплохой.
Высокие ИСО:
У первых трех кадров ИСО соответственно 5 600, 4 500, 4 000. Минимальное шумоподавление, ресайз, более никаких действий.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Три кадра с зимней зеленью — ИСО, соответственно, 6 400, 12 800 и 32 254, тоже небольшое шумоподавление, ресайз.
Ниже две серии портретов.
Первая серия — объектив Nikkor 24-120/4.
ВНИМАНИЕ!!! Под каждой картинкой ниже ссылки на внутрикамерные JPG и NEF.
Диафрагма на первых пяти кадрах F/8, ИСО, соответственно, 72 408, 102 400, 129 016, 144 815 и 162 550.
![]() |
![]() |
JPG, NEF | JPG, NEF |
![]() |
![]() |
JPG, NEF | JPG, NEF |
![]() |
![]() |
JPG, NEF | JPG, NEF |
Последний кадр — диафрагма F/4, ИСО — 36 204. Можно хорошо видеть, что в момент съемки кадры осознанно пересвечивались путем увеличения экспокоррекции, приложенные внутрикамерные позволяют все это увидеть. Собственно, такой пересвет позволил получить на сравнительно темной оптике шумы, вполне позволяющие получить картинку для бытового использования из серии "Здесь был Вася". Шумоподавление здесь было уже довольно заметное, особенно на ИСО 102 400 и выше, но не старался убрать шум вообще и не прилагал особых дополнительных усилий, а ведь можно и постараться, если сильно потребуется.
Идем дальше, объектив Nikkor 50/1.8G, диафрагмы меняются: 10, 8, 5.6, 4, 2.8, 1.8, и ISO соответственно 28 735, 18 102, 10 000, 6 400, 2 800 и 900.
![]() |
![]() |
JPG, NEF | JPG, NEF |
![]() |
![]() |
JPG, NEF | JPG, NEF |
![]() |
![]() |
JPG, NEF | JPG, NEF |
Экспокоррекция 0, захотелось проверить поведение на светлой линзе в условиях использования малоопытным фотографом, особенно с учетом того, что полтинник поставляется в китовом комплекте, как основной вариант. На неособо высоких ИСО, как видим, борьба с шумами получается несложной, и кадры на ИСО 12 800 и менее можно дорабатывать до вполне качественного состояния, даже если снимать без поднастроек.
НО! Именно так, с большой буквы!
Посмотрим вот на эти кадрики, снятые походя, просто как зарисовка "время и место", так как света для мощной матрицы вполне хватало, и осознанно снималось в режиме обычного любителя:
![]() |
![]() |
JPG, NEF | JPG, NEF |
![]() |
![]() |
JPG, NEF | JPG, NEF |
Соответственно по кадрам при диафрагме 8 (хотелось все получить резким) имеем ИСО 720, 2 800, 1 250 и 2 200. Обратите внимание на шум на лицах на кадрах 2 и 4 и вообще на шумок в тенях. С ним неожиданно пришлось бороться, что говорит о том, что все же стоит быть внимательным к каждому кадру, если съемка производится не в совсем тепличных условиях и нет дополнительной подсветки.
Ну вот собственно и все, что мы хотели показать и рассказать о весьма неожиданной и интересной камере Nikon Df.
Переходим к выводам.
WingfirE: В завершение хочется отметить, что камера Nikon Df все же удалась. Впечатление она оставляется неоднозначное — непривычная эргономика, любительские автофокус и экспозамер, но зато лучшая матрица Никона для высоких ИСО в профессиональном магниевом корпусе. Никон определенно всколыхнул рынок цифровых зеркальных камер с полнокадровой матрицей, заставил аудиторию обсуждать свою камеру, ее плюсы и минусы, особенности позиционирования. Редко найдется человек, которого камера оставит равнодушным — кого то она злит, кто-то ее обожает.
Для кого эта камера? Ответ на этот вопрос далеко не прост, и больше зависит от конкретного фотографа, его предпочтений в видах съемки, наличии оптики и других фотокамер. Я бы не рекомендовал эту камеру для профессионального использования в спортивном репортаже, да и для свадебного репортажа со вспышкой она будет не лучшим вариантом из-за эргономики. Зато Df замечательно подойдет для неторопливой съемки, для съемки со старой оптикой, для тех, кому по душе ретро-дизайн. Малошумная на высоких ИСО матрица позволяет использовать Df как универсальную камеру для съемки в широких диапазонах освещения, что особенно будет на пользу любителю. Другое дело, что любитель должен быть довольно финансово обеспечен, ибо при такой цене у камеры есть серьезные конкуренты.
Я думаю, что чаще всего выбор Df будет совершаться сердцем, а не головой.
Filberd: Так уж получилось, что в связи с новогодними каникулами я уехал из Москвы, и камеру держал в руках довольно долго, сделав несколько самых различных сессий, успев к ней основательно привыкнуть.
Начну с того, что было непривычным или не понравилось. Собственно, все мои неудовольствия связаны с конструктивом.
Камера невысокая, и даже в моей некрупной руке сидит не особо уверенно. Маленький выступ рукоятки и кнопка спуска, расположенная непривычно и неудобно наверху, ведут к тому, что в момент спуска не получается жесткой фиксации камеры, и при прочих равных шевеленки получается больше, чем на современных профессиональных камерах D4, D800/800E и любительских D600/610 и D7100.
Далее — в связи с тем, что проушины для ремня расположены практически впереди корпуса, ремень оказывается под указательным пальцем в момент спуска, что тоже не добавляет устойчивости.
Снимать тяжелыми профессиональными телезумами, вроде 70-200/2.8 или AF-S 80-400 VR будет совсем неудобно.
Самое неожиданное — небольшой видоискатель, который лично мне, при моем довольно неважнецком зрении, не позволил уверенно фокусироваться с мануальной линзой, которая была на момент тестирования. Андрей, у которого зрение вполне хорошее, тоже отметил сложность мануального фокусирования с рук.
Ну и последнее — неудобно управлять в перчатках, даже тонких.
Перейдем к хорошему. А вот хорошего-то куда больше! Расставался с камерой неохотно — очень она мне понравилась, как повседневная любительская или для не особо ответственных репортажей!
Когда на камере стоят нетяжелые автофокусные объективы, например, такие, как мы использовали, то все получается довольно легко и уверенно после короткого привыкания к особенностям управления. Уже в первой длинной портретной сессии в ГУМе (в сумме более трех часов) я уверенно управлялся с настройками, не отрываясь от видоискателя — все довольно хорошо продумано, и все современные, привычные особенности вполне доступны в режиме реальных съемок.
Далее — малый вес и габариты камеры, особенно с полтинником, позволяют спокойно носить ее на груди, не заморачиваясь фактом ее присутствия, что очень важно в долгих туристических поездках и походах по городам и весям.
Много снимал как раз в туристическом режиме — архитектуру, проходящих мимо людей — все удобно, довольно уверенная фокусировка именно для подобного вида съемок.
Соответственно, вижу эту камеру как одну из самых интересных и мощных на сегодня решений для путешественников, для бытовых съемок в любых условиях освещения (правда, тут придется пользоваться внешней вспышкой всегда и везде, когда темновато, все же встроенная не была бы здесь лишней), для родителей, снимающих своих непоседливых детей или для тех, кто хочет запечатлеть своих животных.
Как профессиональное использование, вижу ее второй камерой при наличии привычной мощной современной D4 или D800/800E — легкая некрупная, но мощная камера будет удобна. Явно ее могут охотно использовать журналисты на всяческих мероприятиях, особенно для электронных СМИ.
Ну и остается спокойно ждать, когда цена на нее сравняется с нынешней ценой на D610, ну или хотя бы к ней приблизится )) Тогда ее явно будут покупать много и с удовольствием те, кого сейчас останавливает высокая стоимость.
А я подожду появления во второй версии с профессиональным автофокусом — явно ведь такое может случиться ))